Учитель остается учителем, пока он учится.
К. Ушинский
АНАЛИЗ
И САМОАНАЛИЗ УРОКА
Повышение
квалификации учителя во многом зависит от степени владения умениями
анализировать свою и чужую деятельность по конструированию урока. Анализ и
самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых
образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми
результатами. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов
организации деятельности учителя и учащегося на уроке, которые приводят или не
приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск
резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.
Наиболее
распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и
аспектный. Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов
урока; краткий — достижения основных целей и задач; комплексный - в единстве и
взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока; аспектный —
отдельных элементов урока.
Каждый из
указанных типов анализа может иметь виды: дидактический, психологический,
организационный, воспитательный и т.д. Таким разнообразием подходов обусловлено
и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены
следующие основные положения.
1. Учебное
заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и
присутствовавших на уроке.
2. Тема урока;
образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.
3.
Организационное начало урока;
• готовность
учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных
пособий, инструментов и т.д.;
•
подготовленность учащихся - дежурные, наличие тетрадей, учебников, пособий и
т.д.;
•
подготовленность классного помещения - чистота, классная доска, мел, освещение
и т.д.
4. Организационная структура урока:
• мобилизующее
начало урока;
• насыщенность
урока и темп его проведения и т.д.
5. Анализ
содержания учебного материала урока:
• обоснование
учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке;
• соответствие
программе и уровню знаний учащихся по предмету;
• соотношение
практического и теоретического материала;
• связь с жизнью
и практикой и т.д.
6.
Общепедагогические и дидактические требования к уроку:
• цель урока и
соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;
• обоснование
выбора методов обучения;
• пути
реализации дидактических принципов обучения;
• взаимосвязь
образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.
7. Деятельность
учителя:
• научность и
доступность изложения новых знаний;
• использование
учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;
• организация
закрепления учебного материала;
• организация
самостоятельной работы учащихся;
• проверка и
оценка знаний и умений учащихся;
• вопросы
учителя и требования к ответам учащихся;
• отношение
учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;
• задание на дом
и проявление учителем внимание к нему;
• пути
достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;
• эффективность
использования наглядных пособий, технических средств обучения;
• контакт
учителя с классом и т.д.
8. Деятельность
учащихся:
• подготовка
рабочего места;
• поведение
учащихся на уроке - дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение
переключаться с одного вида работы на другой и т.д.;
• интенсивность
и качество самостоятельной работы учащихся;
• состояние их
устной и письменной речи;
• знание
учащимися теории, умение применять полученные знания;
• отношение
учащихся к учителю;
• степень и
характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на уроке и
т.д.
9. Выводы:
• выполнение
плана урока;
• достижение
целей урока;
• особенно
интересное и поучительное на уроке;
• что произвело
на уроке наибольшее впечатление;
• какие
изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему.
• оценка урока;
С помощью
приведенной общей схемы возможно проводить как анализ урока при
взаимопосещениях уроков, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие
трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы
урока. Приведем один из ее возможных вариантов:
1. Какие
образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие
из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?
2. Какова
специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе,
курсе?
3. Как
учитывались возможности учащихся при планировании урока?
4. Рациональны
ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока?
5. на каком
материале или этапе урока делается главный акцент?
6. Каково
обоснование выбора методов обучения и их сочетания?
7. Как
отбирались для урока формы обучения?
8. Почему был
необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?
9. Чем
обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний учащихся?
10.За счет чего
обеспечивалась работоспособность учащихся в течении всего урока?
11.Каким образом
предупреждались перегрузки учащихся?
12.Достигнуты ли
поставленные цели и почему? Какие изменения необходимы при подготовке и
проведении такого урока?
Разумеется, этот
перечень вопросов не охватывает всех особенностей каждого из этапов конкретного
урока. Тем не менее, их постановка должна предостеречь от поверхностных оценок
урока, сводящихся к общим бездоказательным утверждениям типа "мне урок
понравился", "учащиеся и учитель работали активно", "цель
урока достигнута" и т.д. Основанный на критическом подходе анализ урока
должен быть пронизан уважительным отношением к труду учителя, его
педагогическим замыслам, стремлением разобраться в степени реализации
задуманных идей. Конечная цель анализа и самоанализа — способствовать
совершенствованию методики конструирования уроков, стремлению создать на них
оптимальные условия для обучения, воспитания и развития учащихся. Вот почему
основные положения рассмотренных схем анализа и проведения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий