У дапамогу педагогу

Учитель остается учителем, пока он учится.

К. Ушинский

АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ УРОКА

Повышение квалификации учителя во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою и чужую деятельность по конструированию урока. Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащегося на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.
Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный. Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока; краткий — достижения основных целей и задач; комплексный - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока; аспектный — отдельных элементов урока.
Каждый из указанных типов анализа может иметь виды: дидактический, психологический, организационный, воспитательный и т.д. Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены следующие основные положения.
1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке.
2. Тема урока; образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.
3. Организационное начало урока;
• готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т.д.;
• подготовленность учащихся - дежурные, наличие тетрадей, учебников, пособий и т.д.;
• подготовленность классного помещения - чистота, классная доска, мел, освещение и т.д.
4. Организационная структура урока:
• мобилизующее начало урока;
• насыщенность урока и темп его проведения и т.д.
5. Анализ содержания учебного материала урока:
• обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке;
• соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;
• соотношение практического и теоретического материала;
• связь с жизнью и практикой и т.д.
6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку:
• цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;
• обоснование выбора методов обучения;
• пути реализации дидактических принципов обучения;
• взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.
7. Деятельность учителя:
• научность и доступность изложения новых знаний;
• использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;
• организация закрепления учебного материала;
• организация самостоятельной работы учащихся;
• проверка и оценка знаний и умений учащихся;
• вопросы учителя и требования к ответам учащихся;
• отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;
• задание на дом и проявление учителем внимание к нему;
• пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;
• эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;
• контакт учителя с классом и т.д.
8. Деятельность учащихся:
• подготовка рабочего места;
• поведение учащихся на уроке - дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.;
• интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;
• состояние их устной и письменной речи;
• знание учащимися теории, умение применять полученные знания;
• отношение учащихся к учителю;
• степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на уроке и т.д.
9. Выводы:
• выполнение плана урока;
• достижение целей урока;
• особенно интересное и поучительное на уроке;
• что произвело на уроке наибольшее впечатление;
• какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему.
• оценка урока;

С помощью приведенной общей схемы возможно проводить как анализ урока при взаимопосещениях уроков, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы урока. Приведем один из ее возможных вариантов:
1. Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?
2. Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?
3. Как учитывались возможности учащихся при планировании урока?
4. Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока?
5. на каком материале или этапе урока делается главный акцент?
6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?
7. Как отбирались для урока формы обучения?
8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?
9. Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний учащихся?
10.За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течении всего урока?
11.Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?
12.Достигнуты ли поставленные цели и почему? Какие изменения необходимы при подготовке и проведении такого урока?
Разумеется, этот перечень вопросов не охватывает всех особенностей каждого из этапов конкретного урока. Тем не менее, их постановка должна предостеречь от поверхностных оценок урока, сводящихся к общим бездоказательным утверждениям типа "мне урок понравился", "учащиеся и учитель работали активно", "цель урока достигнута" и т.д. Основанный на критическом подходе анализ урока должен быть пронизан уважительным отношением к труду учителя, его педагогическим замыслам, стремлением разобраться в степени реализации задуманных идей. Конечная цель анализа и самоанализа — способствовать совершенствованию методики конструирования уроков, стремлению создать на них оптимальные условия для обучения, воспитания и развития учащихся. Вот почему основные положения рассмотренных схем анализа и проведения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий